Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

1. Из серии "Сто стихотворений ста поэтов. Стихотворение матери Удайсё Митицуна"


1. Из серии "Сто стихотворений ста поэтов. Стихотворение матери Удайсё Митицуна" 1842 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 54 х 42 см (с рамой).

      Утагава Куниёси (яп. 歌川 国芳, 1798, Эдо — 14 апреля 1861, там же) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо, представитель жанра укиё-э. Настоящее имя художника — Игуса Ёсисабуро.

 Стихотворение матери Удайсё Митицуна, Томоясу-но Мусумэ (Дочь Томоясу).
Период: Хэйан прославленная поэтесса (одна из 36 лучших) и прозаик эпохи Хэйан (794-1185), известна только под своим литературным псевдонимом, который в переводе значит «мать ("хаха") министра правой руки ("удайсё")» Митицуна (954-1020), хотя этот пост занимал только её муж (в 977г.) Фудзивара-но Канэиэ (929-980), министр правой руки, -- третий по своему положению министр в правительстве Японии этой эпохи. Дочь губернатора поочередно шести провинций Японии Фудзивара-но Томоясу, одна из трёх самых красивых женщин Японии своего времени. Автор первого женского дневника и в то же время первой психологической повести в истории японской литературы -- «Дневника эфемерной жизни» ("Кагэро никки") 974г., имеющего также сходство с поэтическим сборником, так как содержит несколько сот стихотворений.

Вздыхая печально,
Одна я лежала в ночи,
Зарю ожидая.
Да разве ты можешь знать,
Как долго сегодня светало?!

     Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.
     Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. В 1814-16 годах он занимается иллюстрированием книг, в 1817 году не создаёт вообще ничего нового, в период с 1818 года по 1826-й находится лишь несколько издателей, согласившихся напечатать некоторые его работы. На жизнь Куниёси зарабатывает в основном набивкой и ремонтом татами. Живёт в постоянной нужде, к тому же в 1820 году он женится.
     С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя по имени Кагая Китибэй заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи. К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.
      В 1842 году, в результате так называемых реформ Тэмпо, изменились и условия работы для художников укиё-э. Так, им было запрещено отныне изображать театральные сцены, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси пишет свою «кошачью» серию, делает гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, изображает национальных героев в серии Традиции, мораль и благочиние. В 1843 году мастер был предупреждён властями за изготовление карикатур на сёгуна и его первого министра, его гравировальные доски были конфискованы и уничтожены. Постепенно строгость запретов расшатывается, и к концу 1840-х — началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.

     До 1855 года Куниёси работает во всех областях цветной гравюры, но с 1855 он ограничивается исключительно областью книжной иллюстрации.
К 1853 году художник скопил значительное состояние, которое затем разделил среди своих учеников.