Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы

Мне сохранили эти рукава,

Лишь аромат...

Но не  вернется та,

Кого люблю,о ком тоскую...

                  Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

2-б. Комплект свитков "Касэн-э (歌仙絵) - портреты Бессмертных"


2-б. Комплект свитков "Касэн-э (歌仙絵) - портреты "Бессмертных" представителей японской поэзии. 
Ки́-но Цураю́ки (яп. 紀貫之 ок. 866—945 или 946)
Бумага, минеральные краски, живопись.  
Япония, XX век. 
Мастерская: Сабакумото Сандзёку Касэн.
Мастер: Дзиго Сайнома. 
Размер: 132 х 63 см. 

     Ки́-но Цураю́ки (яп. 紀貫之 ок. 866—945 или 946), занимал государственные должности при дворе императора. В 930—935 годах был губернатором провинции Тоса. В 905 году Ки-но Цураюки был посмертно присвоен 5-й придворный ранг. В 905 году по указу императора Дайго возглавил комитет выдающихся поэтов своего времени, составивших императорскую антологию Кокинвакасю. В период губернаторства в Тоса составил антологию «Синсэнвакасю». Родоначальник жанра литературного дневника-никки (Тоса-никки, Дневник путешествия из Тоса в столицу, 936 год). Также оставил «Личное собрание» — 440 стихотворений-танка.

Дымкой осенены,
На ветвях набухают бутоны.
Снегопад по весне —
Будто бы, не успев распуститься,
Облетают цветы с деревьев…

    Касэн-э (歌仙絵) - портреты «Бессмертных» представителей японской поэзии, разновидность реалистической портретной живописи нисэ-э (似絵), зародившейся в поздний период Хэйан и сформировавшейся в период Камакура.

    Поэты и поэтессы, возвеличенные в «касэн-э» до ранга «святых» или «Бессмертных», были мастерами вака, 31-слоговой японской поэтической формы (также называемой танка). В основном, это были поэты, чьи произведения вошли в состав знаменитых поэтических антологий «Манъесю» и «Кокинвакасю». Под портретом «Бессмертного поэта» обычно помещалось его имя, краткая биография и одно из его известных стихотворений. Соединяя каллиграфию, поэзию и живопись в едином формате, касэн-э хорошо иллюстрируют тесную взаимосвязь между этими тремя видами искусства.

    Возникновение жанра касэн-э связывают с появлением идеализированных портретов Какиномото-но Хитомаро (柿本人麿, конец VII в.), который почитался как покровитель поэзии в период Хэйан. Документы свидетельствуют, что портреты Какиномото-но Хитомаро вывешивались на посвящённых ему поэтических вечерах во второй половине XI века.

    Чуть позже появилась антология «Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии». Согласно традиции, дискуссия о достоинствах различных поэтов вака побудила поэта и критика Фудзивара-но Кинто (藤原公任, 966–1041) назвать «36 лучших поэтов» из периодов Асука (538-710 гг.), Нара (710–794 гг.) и Хэйан (794–1185 гг.), включая 31 мужчину и 5 женщин. И первым в списке тридцати шести «Бессмертных» был упоминавшийся выше Какиномото-но Хитомаро. Этот перечень поэтов и их образцовых стихотворений и лёг позднее в основу иллюстрированного свитка «Портреты тридцати шести Бессмертных японской поэзии» (三十六歌仙絵, «Сандзюроккасэн эмаки»).

    Примерно с XI века состязания в поэзии и живописи стали любимым развлечением придворной знати, и «Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии» стали любимым предметом японского искусства. 36 поэтов традиционно изображались в достойной манере, соответствующей их аристократическому рангу.