Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

2-а. Комплект свитков "Касэн-э (歌仙絵) - портреты Бессмертных"


2-а. Комплект свитков "Касэн-э (歌仙絵) - портреты "Бессмертных" представителей японской поэзии. 
Кодай-но Кими (小大君, даты неизвестны, также О Кими)
Бумага, минеральные краски, живопись.  
Япония, XX век. 
Мастерская: Сабакумото Сандзёку Касэн.
Мастер: Дзиго Сайнома. 
Размер: 132 х 63 см. 

     Кодай-но Кими (小大君, даты неизвестны, также О Кими) была японским поэтом вака и дворянкой среднего периода Хэйан. Она одна из пяти женщин, вошедших в число Тридцати шести бессмертных поэтов.
Многие из ее стихов вошли в антологию японской императорской поэзии, включая «Сюй Вакасю». Между ее личным сборником стихов Кодай-но Кимисю (小大君集) и личным сборником Оно-но Комати есть некоторое совпадения.

    Касэн-э (歌仙絵) - портреты «Бессмертных» представителей японской поэзии, разновидность реалистической портретной живописи нисэ-э (似絵), зародившейся в поздний период Хэйан и сформировавшейся в период Камакура.

    Поэты и поэтессы, возвеличенные в «касэн-э» до ранга «святых» или «Бессмертных», были мастерами вака, 31-слоговой японской поэтической формы (также называемой танка). В основном, это были поэты, чьи произведения вошли в состав знаменитых поэтических антологий «Манъесю» и «Кокинвакасю». Под портретом «Бессмертного поэта» обычно помещалось его имя, краткая биография и одно из его известных стихотворений. Соединяя каллиграфию, поэзию и живопись в едином формате, касэн-э хорошо иллюстрируют тесную взаимосвязь между этими тремя видами искусства.

    Возникновение жанра касэн-э связывают с появлением идеализированных портретов Какиномото-но Хитомаро (柿本人麿, конец VII в.), который почитался как покровитель поэзии в период Хэйан. Документы свидетельствуют, что портреты Какиномото-но Хитомаро вывешивались на посвящённых ему поэтических вечерах во второй половине XI века.

    Чуть позже появилась антология «Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии». Согласно традиции, дискуссия о достоинствах различных поэтов вака побудила поэта и критика Фудзивара-но Кинто (藤原公任, 966–1041) назвать «36 лучших поэтов» из периодов Асука (538-710 гг.), Нара (710–794 гг.) и Хэйан (794–1185 гг.), включая 31 мужчину и 5 женщин. И первым в списке тридцати шести «Бессмертных» был упоминавшийся выше Какиномото-но Хитомаро. Этот перечень поэтов и их образцовых стихотворений и лёг позднее в основу иллюстрированного свитка «Портреты тридцати шести Бессмертных японской поэзии» (三十六歌仙絵, «Сандзюроккасэн эмаки»).

    Примерно с XI века состязания в поэзии и живописи стали любимым развлечением придворной знати, и «Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии» стали любимым предметом японского искусства. 36 поэтов традиционно изображались в достойной манере, соответствующей их аристократическому рангу.