Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

241. Ширма "Драконы и хризантемы"


241. Ширма двух створчатая "Драконы и хризантемы"
Красное, розовое дерево, лак, слоновая кость, 
резьба, гравировка, инкрустация, тонировка.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Высота  – 205 см.
Ширина –  92 см (каждая створка).
Экспертное заключение.

    Настоящее произведение является образцом  японской художественной продукции конца XIX начала ХХ вв. В этот период, когда Запад «открыл» для себя Японию, европейский рынок насыщался произведениями искусства этой загадочной страны. Наряду с фарфором и эмалями, в моду входят лаковые ширмы и панно, которые органично вписывались в модный интерьер указанного времени.  
    С раннего времени старое, могучее дерево в Японии почиталось как воплощение божества (ками), в то же время из дерева  изготовлялось множество необходимых человеку в повседневной жизни вещей, начиная с дома и кончая брелоком нэцкэ. В Японии всегда существовала высокая культура обработки древесины, а умение всматриваться в материал, ценить его природную красоту привносили в работу мастера по дереву творческую одухотворённость. Для японцев деревянные вещи обладают особой теплотой, которую они очень высоко ценят. 
    В префектуре  Тояма (центральная часть острова Хонсю) и в районе Осака  существовали ремесленные центры, где изготавливали разные панно (для оформления храмов и жилищ) и экраны (цуйтатэ). Там работали ремесленники разного профиля: резчики по дереву и кости, мастера по лаку, специалисты по инкрустации, декораторы-рисовальщики.
    В данном случае, это двухстворчатая бёбу (яп. ширма) создана на излюбленную в японском классическом искусстве тему катёга (яп. цветы и птицы). Две большие панели из розового дерева тщательно отполированы и декорированы пышными цветами, исполненными из слоновой кости в рельефе и горельефе. Оборотная сторона ширмы также богато декорирована инкрустацией и резьбой.
    Сюжет ширмы традиционен – изображение цветов и птиц (катёга) – популярная тема классического японского искусства. На двух створках, обрамленных великолепной резьбой изображены кусты хризантем, птичек и бабочек. Хризантема – олицетворяет осень, символ благородства, стойкости и чистоты души. Это источник вдохновения поэтов и художников, это цветок из лепестков которого, по преданию, изготавливается напиток продлевающий жизнь. День хризантемы в Стране восходящего солнца традиционно отмечают 9 сентября – это самое начало осени и период её цветения. 
    Большую ценность представляет богатое оформление из красного дерева. Среди клубящихся облаков выделяются устремленные вверх фигуры драконов, глаза которых инкрустированы костью и рогом буйвола. Особенно впечатляют резные навершия и нижние панели с горельефной резьбой драконов воздушной стихии парящих в облаках. По дальневосточной легенде дракон управлял водными стихиями, грозой, ливнями. В средневековье это мифологическое животное прочно ассоциировалось с мужским светлым началом ян, стало воплощением благородной силы и добра, восхода солнца, весны и дождя. «Он – гений силы и положительного начала. Он -  дух перемен, а значит и самой жизни», сказал об этом персонаже известный японский культуролог Окакура Какудзо (1862- 1913).  

    Ширма имеет большую художественную ценность, может быть достойным пополнением музейных и частных собраний.