Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

358. Скульптура "Дарума"


358. Скульптура "Дарума"
Красное дерево, резьба, инкрустация, лаки.
Китай, конец XIX начало ХХ века.
Высота - 36 см.

    Бодхидха́рма (в Китае также известен под именем Путидамо (кит. 菩提达摩) или сокращённо Дамо (кит. 达摩)[1]; 440—528 или 536[2][3]) — первый патриарх чань-буддизма, основатель учения чань (дзэн), 28-й патриарх буддизма. Родился и получил образование в Канчи, столице южноиндийского царства Паллава. (По одному из жизнеописаний Бодхидхармы он происходил из южноиндийских брахманов и практиковал буддизм в традиции махаяны, а в другом жизнеописании указывалось, что Бодхидхарма был «персидского происхождения из Центральной Азии». Предание гласит, что около 475 г. н. э. буддийский монах Бодхидхарма прибыл морским путём в Китай, где, путешествуя, начал проповедовать своё учение. Затем он поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы. Среди немногих его учеников упоминается Хуэйкэ, который стал вторым патриархом чань-буддизма.
    Согласно легендам, Бодхидхарму считают автором учения о «двух путях и четырех методах» просветления. Первый путь («вхождение в принцип» (кит. 入理 — жу ли) состоит в воззрении о том, что у всех живых существ «изначально чистая природа», однако она омрачена неведением, рассеять которую можно практикой созерцания. Второй путь («вхождение в практику» (кит. 入实 — жу ши) состоит из четырёх методов: 
1) принятие всех страданий без ненависти к причиняющему их; 
2) спокойно принимать любые события судьбы как результат причинно-следственных законов; 
3) отказаться от стремлений и устранить страсти; 
4) соблюдать дхармические законы. Это учение транслирует основополагающие воззрения буддизма махаяны и в учении нет того, что специфично для чань-буддизма. Исследователи считают, что специфика чань-буддизма была привнесена в образ Бодхидхармы позже, по мере развития учения в последующие века, используя образ Бодхидхармы во многих коанах и создав из Бодхидхармы образ идеального чаньского наставника, поэтому Бодхидхарма стал символом учения чань.