Настоящее изделие является характерным образцом японской
скульптуры периода Мэйдзи (1868 – 1912гг.) созданной в технике художественного литья с последующей
прочеканкой, гравировкой и
патинированием поверхности, традиционным методом «рогата» («форма утраченного
воска»), сложившихся при буддийских
монастырях в период раннего средневековья.
Подобные
произведения пользовались большим спросом и в самой Японии и за рубежом.
Однако, такие скульптуры, хотя они и тиражировались, не были массовыми,
поскольку традиционная техника отливки «рогата»,
применявшаяся ещё в древности, была трудоёмкой и требовала высокой
квалификации. То же самое можно отметить о виртуозной технике художественной обработки поверхностей
композиции ( прочеканка, гравировка и т.п.).
Хищник как будто внезапно замер на ходу и стоит, прогнув
спину, подняв голову и грозно оскалившись. Пасть широко раскрыта, уши
растопырены. Кончик напряженно вытянутого во всю длину хвоста загибается
крючком вверх. На шкуре виден характерный узор, переданный тонированными
полосами металла в комплексной технике, сочетающей горячую и холодную
обработку.
Произведения японского художественного металла стали известны на Западе только во второй половине
19-го века, когда Япония прервала более чем двухсотлетнюю изоляцию и начала
принимать активное участие в первых Всемирных выставках второй половины 19 –
начала 20 века. Они стремились познакомить мир со своей историей и культурой, с
обычаями и традициями, с достижениями художественных ремесел. Так, на протяжении
многих веков японские мастера художественного литья развивали искусство составления сплавов, которые можно
было тонировать, применяя другие сплавы и кислоты природного происхождения для
того, чтобы создать необычайно широкий диапазон
оттенков и совершенствовать мастерство отделки в разных стилях. Изделия поразили западную публику высокой
техникой исполнения, необычным отношением к материалу, к цвету и фактуре, а
также искусством удивительного патинирования и разнообразием техники
гравировки.
Созданная в металле декоративная скульптура с
изображением животных приобрела особую популярность в период Мэйдзи (1868 –
1912гг.). В ней органично сочетались
воспринятые японскими мастерами уроки западноевропейской анималистической
скульптуры и натуралистические традиции национальной пластики. Такие
произведения в значительной степени соответствовали западному вкусу и
пользовались в указанный период спросом на внешнем рынке.
Скульптура «Тигр» принадлежит к популярному жанру
пластических серий – так называемых «натуральных картин», в которых животные
изображались в разных ситуациях и состояниях. В данном случае натурализм облика
смягчен мягкой пластичной манерой трактовки форм, мастерски передающую грацию
тигра. Поверхностная отделка отлитой модели отличается совершенством и особой
деликатностью в передаче форм.
Образ тигра – хищника, который не обитает на японских
островах – пришел в японскую культуру из Китая. Согласно древним
космогоническим представлениям, областью правления тигра является ветер,
господствующий над горами и деревьями. Тигр был связан также с символикой
принятого на Дальнем Востоке циклического календаря. Его изображения в год
Тигра считались благопожелательными . В буддийской традиции тигр в бамбуковой
роще олицетворял идею «слабый защищает сильного», когда мощный и свирепый зверь
оказывается под покровительством гибкого и склоняющегося от бурь и ветров, но
стойкого бамбука. Кроме того тигр олицетворял яростную бескомпромиссную атаку
доблестного воина.